Angelus & Dali

Анжелюс исходный

Анжелюс исходный

«Анжелюс» – знаменитая картина Жана Франсуа Милле, написанная в 1857–1859 годах. Заказал ее американец Томас Эпплтон (кстати, тоже художник)… Правда, что-ли? Токое можно заказать?
Заказчик картину не выкупил, и она какое-то время блуждала по рукам коллекционеров, но в 1889 году была выставлена на продажу и в итоге досталась не Лувру, а американцам. Сумма, заплаченная буржуинами за скромное полотно Милле по тем временам была запредельной – 580 тысяч франков.

«Анжелюс» изображает крестьянскую семью в поле на закате, во время вечерней молитвы, первые слова которой – «Angelus Domini» (Ангел Господень). В русском варианте, я неоднократно встречал название «Колокольный звон», что верно отражает суть — там, на горизонте видна церковь, зовущая пейзан в лоно. Богопослушные крестьяне, заслышав звон колоколов, бросали дела и спешили склонить в голову в покорности перед всевышним и поминовении умерших.

Некоторые воспринимают картину, как символ патриархальности, почтения к устоям и даже обвиняют в чрезмерной сентиментальности или идилличности. Оно, может, и так, но поражает в этой «скромной» работе искренняя пронизывающая скорбь. Скорбь. Всеобъемлющая и пронизывающая.

Среди поклонников картины был Сальвадор Дали. Он учился в школе, стену которой украшала репродукция картины Милле. Согбенные фигуры крестьян уж точно запали ему в душу и память.

Будучи уже известным, он обратился к администрации Лувра с просьбой сделать рентгенограммы оригинала. Снимки показали, что первоначально это была не проходная молитва, а похороны младенца молодой пары. Отсюда и печаль.

Снимков этих я лично, конечно, не видел. Да и безоговорочно поверить в то, что на рентгене определили, что там за чёрное пятно на земле — тоже не могу. Но, для провенанса полезно. В общем, есть такая популярная версия.

Моя личная интерпретация такова: Хоронят они там не только картофель… Жизнь они оплакивают. Кто сравнивал свой серый быт с их настоящим пиздецом? Что видят эти хрестоматийные крестьяне? Что они думают в минуты колокольного звона? Просят ли они забрать их тоже? Ведь самим в петлю нельзя, а без этого спасенья — только постылые корнеплоды, которые не дают сдохнуть, которые надо работать, работать, работать… чтобы жить. Жить, чтобы работать. И стержень, нанизывающий «людей Павлова» на основу — религия. Стройтесь, утомляйтесь — потом воздастся.

Но, в минуты «молитвы» есть время взгрустнуть.

А теперь к «весёлому»… Любопытно, как эта картина отразилась в работах самого Сальвадора. По другому. Ведь запала она ему не только в память, но и в подсознание, как следует переварилась в его личном безумии и трансформировалась в следующее:

Архитектонический Анжелюс Милле, Дали, 1933_

Архитектонический Анжелюс Милле, Дали, 1933

Предлагаю окунуться в сюр, добавив к визуальному восприятию трактовку автора: Сам он рассказывает, как женская фигура на этой картине связалась в его восприятии с сексуальной агрессивностью, а ее поза — с позой самки богомола, готовящейся пожрать самца после соития.

Фантастические формы скал у мыса Креус, недалеко от дома Дали, способствовали трансформации пары с картины Милле в громадные подобия менгиров или статуй. Хотя мужская фигура (слева) крупнее, она обреченно ждет, когда ее шеи коснется длинное жало, вероятно, трансформированное из вил, имеющихся на оригинале Милле.

археологический отголосок анжелюса милле, Дали, 1935_

Археологический отголосок анжелюса милле, Дали, 1935

Тут Художник был поприземлённее: Это была мгновенная импровизация, которой я предался, прогуливаясь на мысе Креус. Я стал прикидывать, как бы вписались персонажи Анжелюса Милле в две самые высокие скалы. Их расположение в пространстве не менялось по сравнению с картиной, даже сетка трещин-кракелюр сохранялись. А то, что многие детали этих фигур оказались разрушенными эрозией, как раз и позволило отнести их происхождение к временам весьма отдалённым.

Гала и Анжелюс Милле непосредственно перед наступлением конического анаморфоза 1933_

Гала и Анжелюс Милле непосредственно перед наступлением конического анаморфоза

Конического, нна!
Тут вот снова очень хорошо: В этой увлекательной психодраме усмехающаяся, модно одетая Гала противопоставлена искаженной фигуре вождя русской революции Ленина. Максим Горький, имя которого ассоциируется с большевиками, подслушивает, не обращая внимания на сидящего у него на голове омара. Похоже, что Дали воспринимал Ленина в качестве ‘образа отца’, а, значит, образа враждебного и подлежащего осмеянию. Гала является здесь в роли торжествующей освободительницы.

Несомненно, «Анжелюс» стал навязчивой идеей Дали, который наделял его, в том числе, эротическим содержанием (например, считал, что мужчина на оригинале скрывает своей шляпой состояние крайнего полового возбуждения).
В книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» художник писал, что он видел в «Анжелюсе», для большинства людей являющейся работой религиозной тематики, пример скрытого сексуального подавления».

Анжелюс. Гала

Собственных слов автора об этой работе я не обнаружил, но есть весьма «достоверные» трактовки:
«Две фигуры в комнате — очевидно, это Гала с лица и со спины, — сопоставлены примерно в тех же позах, что и крестьяне на картине Милле. однако сама картина безжалостно искажена рукой Дали: он сажает обоих крестьян в тачку (по-видимому, символ эротической близости) и изменяет позу женщины, усиливая сходство с атакующим богомолом, которое художник усматривал в оригинале; она собирается сойтись с мужчиной и затем поглотить его. По контрасту, образ Галы спокоен и безмятежен, что, вероятно, отражает убеждение Дали в ее спасительной роли в борьбе с преследовавшими его сексуальными неудачами и безумием».
Или ещё версия: «Гала здесь выглядит необычно непривлекательно: ее губы плотно сжаты, глаза очень зло уставились на своего двойника. На репродукции над ее головой, мы видим покорно склонившихся мужчину и женщину. женщина агрессивна, словно богомол, готовый уничтожить своего партнера после того как получит от него желаемое внимание. это объясняет почему Гала так уставилась на своего двойника, который является мужским прототипом к ее женскому Анжелюсу».

Какая-то проблема у людей… все мечтают, чтобы после секса женщина их съела… Я впечатлён. А ты — задумывался об этом?

Правда ведь, Дали хорош тем, что какой бы безумной и извращённой ни была ваша фантазия, какими бы дикими не были ваши интерпретации увиденного, они всё равно не будут слишком!

Пожалуйста, упражняйтесь:

Атавизм сумерек 1934

Атавизм сумерек, 1934

Анжелюс 1972 гуашь по фото_

Анжелюс, 1972, гуашь по фотобумаге

Angelus, 1932 maburro.es_

Angelus, 1932

Спектр Ангелус 1934_

Спектр Анжелюс, 1934

Утренняя заря, полдень, вечер и сумерки_

Утренняя заря, полдень, вечер и сумерки

И есть книга-эссе Сльвадор Сальвадорыча про эту фиготень… Называется «mito trágico del angelus de millet» Миф трагедии Анжелюс Милле… Не читаю по-испански. Хочу, но не соберусь. И книжка эта издана, и иллюстрации в ней есть неожиданные:

Дали

Дали же «тонкий» провокатор?

Дали2

Буржуи

Подарите книгу, а? Или продайте…

http://alejandrocasales.com/teoria/teoria/daliangelusdemillet.pdf

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>