В Ирландию, часть 19 (Нью-Росс и немного истории)

NewRossВ Нью-Росс мы изначально вообще не собирались заезжать. Даже понятия не имели о его существовании, но наши товарищи настолько живо описали нам здешнюю атмосферу, что по пути в Кинсейл мы решили непременно взглянуть на ирландский Зомби-лэнд и на собственной шкуре ощутить все ужасы этого городка. «Потому что нельзя быть красивой такой»! Мрачноватого Уотерфорда нам показалось недостаточно для того, чтобы полноценно повествовать и об изъянах Ирландии тоже. А вот полу-пустынный Нью-Росс, населённый нечистью — был бы изюминкой путешествия. Ну, мы и погнали.

Dunbrody_

Dunbrody у причала Нью-Росс.

Но нас ждало разочарование. Городишко, конечно, мелкий — что-то около семи тысяч жителей, но вся потусторонняя экзотика от нас попряталась. Всё в рамках приличий. Тьфу ты блин! — расстроились мы и пошли поглазеть на корабль Dunbrody, пришвартованный посреди города в память о муках и тяготах ирландского народа.

О них и расскажу. Вообще, ирландцам здорово не повезло с соседом — британские империалисты даже и в мыслях, я думаю, никогда не допускали, что прямо у них под боком может располагаться какое-то независимое государство. Тем более, такое мелкое. Так что, начиная с XII века ирландцев методично подчиняли себя англичане и присоединившиеся к ним позже шотландцы. В XVIII веке практически все земли острова перешли к английской и шотландской аристократии. Ситуация усугублялась ещё и тем, что лэндлорды были протестантами, а коренные ирландцы — католиками. Так что ни о каком взаимопонимании речи быть не могло в принципе.

Памятник жертвам Великого Голода в Дублине.

Памятник жертвам Великого Голода в Дублине.

Надо отдать должное, ирландцы на протяжении всей своей истории сопротивлялись сложившемуся порядку вещей — как по мелочи, так и масштабными восстаниями. Так что, несмотря на сегодняшнюю умиротворённость, у них богатое боевое прошлое.

В общем, к началу XIX века Ирландия для англичан являлась стабильным источником капитала, который они использовали для своей индустриальной революции и безбедного существования. Естественно, сами они не занимались обработкой земли и даже не жили на ней, но брали с местных крестьян серьёзные налоги за её использование. По сути, ирландцы арендовали собственную землю. Примерно 6/7 населения острова батрачили на англичан. Безземельных крестьян называли коттерами (коттариями), жили они в крайней нищете. Наиболее подходящей сельскохозяйственной культурой для того, чтобы не помереть от голода, являлся картофель.

А к середине века началась настоящая катастрофа. До этого момента в Англии действовали «хлебные» законы, которые ограничивали ввоз импортного зерна и позволяли английским землевладельцам поддерживать цены на хлеб на высоком уровне. Под давлением прогрессивной общественности, в целях развития свободной торговли, в 1846 году пошлины на ввоз зерна были отменены. С одной стороны, это развитие, но с другой — лэндлорды начали просто поднимать арендную плату за землю, или вообще перепрофилировать угодья под пастбища. Коттеры уже не могли удовлетворить их запросов и оставались без земли.

Памятник в Нью-Росс, посвящённый событиям тех лет.

Памятник в Нью-Росс, посвящённый событиям тех лет.

Мало было этого, так в те же годы приключилась картофельная эпидемия и несколько лет подряд урожая картошки просто не было. Люди банально умирали от голода. И зима с 1946 на 1947 выдалась аномально холодной. Тиф, цинга — верные спутники голода, а в 1949 в довершение всех бед разразилась эпидемия холеры.

В результате череды несчастий, около миллиона ирландцев погибло. И ещё больше эмигрировало в Северную Америку, пытаясь спастись от бед и лишений. Население острова сократилось на треть. Приблизительно за пять лет примерно пять тысяч кораблей преодолели пять тысяч километров до Нового Света.

Копией одного из таких кораблей и является Dunbrody, пришвартованный у пристани Нью-Росс. Музей и экскурсионная программа, организованная на его борту, повествуют об условиях путешествия на таких кораблях. Некоторые землевладельцы, выселяя со «своих» территорий крестьян, организовывали отправку кораблей через океан. Таким коттерам, можно сказать, повезло. Но, в общем потоке эмиграции, их число просто ничтожно. Английское правительство тоже не бездействовало — оно пыталось организовать благотворительные поставки кукурузы, устраивать крестьян на работу и, среди прочего, содействовать их переселению. Но, судя по количеству погибших, его попытки были не особо успешны.

Трюм. В одном отсеке таких нар путешествовало 5-6 человек.

Трюм. В одном отсеке таких нар путешествовало 5-6 человек. Здесь ели, спали, умирали.

Основная же масса эмигрантов вынуждена была платить за путешествие самостоятельно. Нередко у семьи хватало средств на отправку только одного или двух человек. Соответственно финансовым возможностям, были и условия «путешествия». Многие из кораблей, задействованных в перевозке, использовались ещё в те времена, когда возили рабов. Никому в нормальных условиях даже в голову бы не пришло идти через океан на этих гнилых корытах. Не зря же корабли, возившие ирландцев в новый Свет (и на тот свет) называли coffin-ships (гробо-корабли, плавучие гробы). Смертность пассажиров на них достигала 20-30 процентов. И гибель в пучине морской была не самой распространённой причиной.

Трюм с крысами и еда с плесенью.

Трюм с крысами и еда с плесенью.

Чаще всего люди умирали от болезней и истощения. Ведь им, и без того измождённым, нужно было провести около трёх месяцев в тесном трюме, где на двухъярусных нарах размещались сотни пассажиров. Подавляющее большинство времени они проводили в тесноте на нарах — больные и здоровые, старики и дети, вповалку. Выйти на палубу подышать воздухом можно было только на пол-часа в день, если нет шторма. Питание было соответствующее — минимально необходимое количество испорченных продуктов. Страшная картина.

А те, кто добирались до США и выходили на берег живыми, были там тоже никому не нужны. Ещё долгие годы ирландцы считались в штатах людьми второго сорта. В социальной иерархии они стояли ненамного выше негров — с ними не желали иметь дел, находиться в одном помещении, общаться. Никто тогда нигде не был толерантен. Ни слова такого в обиходе не было, ни даже понятия. Но ирландцы упорные. Теперь их потомков в США больше сорока миллионов. Среди них Генри Форд и Джон Кеннеди.

Тоже ведь эмигрантский  кораблик.

Тоже ведь эмигрантский кораблик. Только 60 лет спустя.

А Великий Голод послужил, среди прочего, толчком к созданию Ирландского Республиканского Братства, которое с переменным успехом вело войну за независимость республики. В 1921 году Ирландия получила статус доминиона, а в 1949 году она стала полностью независима от Британского содружества. И то, за исключением северных районов, где преобладало протестантское население. На флаге Ирландии зелёный цвет символизирует католиков, оранжевый — протестантов, а белый — мир между ними. Эмиграция с острова приостановилась только в 1960-х годах, и население начало прирастать. А Ирландская Республиканская Армия (ныне признанная террористической организацией) ещё двадцать лет назад вела активную деятельность под лозунгом освобождения северных территорий острова. Да и поныне о них время от времени слышно.

Именно здесь хотелось бы отметить достаточно важную для меня вещь. Ирландцы натерпелись от англичан — будь здоров. Независимость добывали кровью и болью, получили они её буквально пол-века назад. По историческим меркам, это вообще «вчера». Но за время пребывания в стране я ни разу не столкнулся с проявлением неприязни, и уж тем более ненависти, по отношению к своим вчерашним угнетателям. У них тесные контакты — торговые и производственные, свободный въезд друг к другу в страны. И даже на бытовом уровне «старые обиды» никто не припоминает. Не исключаю, что я просто недостаточно погрузился в среду общения, для того, чтобы заметить эту неприязнь, но если её действительно нет (как мне показалось), то это замечательный пример победы конструктивизма над деструктивными эмоциями, который бы очень не помешало перенять многим и многим народам целиком и людям в частности.

Вот такой неуклюжий экскурс в историю получился у меня вместо занимательного рассказа о городе призраков. Надеюсь, кому-нибудь эта информация была интересна, а остальные просто перелистнули и забыли. Традиционно, ниже фотографии, но совсем немного, потому что «вредный» Уотерфорд со своим ливнем подложил мне свинью и в фотоаппарате у меня теперь туман:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>